Маска, я тебя знаю!


Одним из символов современности является медицинская маска, маска стала необходимым предметом обихода в период известной всему миру пандемии COVID-19. Почти повсюду необходимость ношения масок в общественных местах стала обязательным, таким образом мир пытается уберечься от масштабных планетарных потерь человеческих ресурсов, а каждый из нас надеется сохранить здоровье и жизнь с помощью этого нехитрого средства защиты. Маски как средство защиты существуют уже на протяжении нескольких столетий. В начале 17 века французский врач Шарль Лормом придумал для защиты от чумной инфекции подобие медицинского костюма, куда входили перчатки, вощеное пальто, шляпа с полями и закрывающая всю область лица маска с вытянутым носом, в который закладывали сено, камфору, сушеные травы. Это была прародительница современной маски, также она работала как респиратор, ограждая от дурного запаха разлагающихся от болезней тел.

В конце XIX века врачи Поль Бержер и Йоханн Микулич-Радецкий одновременно изобрели маски, более похожие на современные. Предпосылкой послужило открытие микробиолога Карла Флюгге, который сделал важное открытие, обнаружив патогены в слюне. Следующим этапом в эволюции маски стал пошив из шести слоев кисеи повязки, которая удерживалась подобиями шнурков на носу. По наблюдениям  Бержера количество инфекций благодаря этому значительно уменьшилось. С начала ХХ века медицинские маски стали использоваться в большинстве операционных европейских стран, для их изготовления шли марли и кисеи, а прослойку делали из ваты и шерсти. В наши дни на производстве применяют нетканые материалы из полимерных волокон и имеют различие между собой фильтрами и количеством слоев.

            С появлением медицинских масок мир немного припозднился, но маска как атрибут таинственности, сохранения инкогнито, либо в качестве обрядовых ритуальных облачений существовал с незапамятных времен, задолго до новой эры человечества. С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и перетерпели изменения формы и выразительных средств.

            В Европе использование масок в искусстве впервые было широко представлено у древних греков и римлян. Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре. В Средневековье ношение масок во время выступления было связано с мистическими соображениями. Боги изображались актерами в серебряной или золотой маске. Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке, создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла.  В средневековой Венеции, а потом и в других странах, куда перекочевали карнавалы (в том числе, и в России, где они назывались маскарадами), если один человек узнавал другого несмотря на тщательную маскировку, он подходил совсем близко и шептал: «Маская тебя знаю!» Узнанный, в ответ, должен был открыть лицо.

            Небольшой исторический экскурс показал, что человечество всегда охотно использовало огромный ассортимент масок в различных моментах своего развития. Сей атрибут часто бывал обязательной принадлежностью персонажей литературных произведений, кинолент, театральных представлений, музыкальных постановок. В данном обзоре мне хотелось бы познакомить читателей с некоторыми произведениями и их авторами, главные герои которых по определенным причинам носили маски.

            Леру, Гастон. Призрак Оперы/ Гастон Леру ; пер. с франц. Д. Мудролюбовой. — СПб. : Азбука, 2014. — 352 с.

            По этому роману снимаются фильмы и ставятся мюзиклы, но не многие читали оригинал. В оперном театре Парижа происходят странные вещи – падают люстры и декорации, исчезают вещи, происходят несчастные случаи. Все это приписывают призраку. В опере ставят «Фауста», где играет молодая восходящая звезда Кристина. В нее влюблен виконт, который приходит на репетиции, но все не решается открыть свои чувства актрисе. Однажды он замечает, что его возлюбленная общается со странным человеком в маске. Призрак своим загадочным голосом увлекает Кристину в тайные ходы здания оперы. Он открывает перед ней лицо. Молодая девушка в ужасе, тем более, что Призрак уготовил ей участь его жены. Девушка умоляет отпустить ее и проститься со всеми. После этого Кристина и виконт решают бежать, но Призрак подслушал их разговор, и похищает девушку. Ее никто не может найти. Тогда служащий оперы рассказывает виконту историю Призрака и помогает найти его тайное убежище в лабиринте тайных ходов. 

            Лермонтов, Михаил. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени/ Михаил Лермонтов. — М.: Худож. лит., 1972. — С. 459 — 567.

            Самый меткий и впечатляющий символ представлен в названии пьесы. Маскарад – это сборище людей в масках. Люди натягивают на себя чужой образ, прячут свое лицо. Персонажи пьесы не знают реальности, искажают ее. Они обманывают и обманываются сами, каждый отделен от других глухой, непроницаемой стеной.  Добрые, отзывчивые и естественные отношения между людьми здесь отсутствуют. Символичен каждый персонаж пьесы — это набор конкретных людских пороков. Вся светская жизнь северной столицы предстает перед нами в самом неприглядном виде, но, впрочем, все надежно припрятано под личину маски.

            Сувестр, Пьер ; Аллен, Марсель. Фантомас / пер. с франц. Л.Новиковой. — Таллин, ODAMEES, 1991. — 304 с.

            Представлять имя этого явно отрицательного персонажа не приходится, оно достаточно известно во всем мире. Роман с элементами иронического детектива создан французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 году. Это первый из 32 романов о Фантомасе, написанных Алленом и Сувестром в соавторстве на протяжении 1911-1913 годов. Фантомас (человек-фантом) — гениальный преступник, мастер перевоплощений, социопат, садист, один из наиболее известных антигероев французской литературы, скрывающий свое лицо и получающий удовольствие от убийства своих жертв и совершения других общественно опасных деяний.

            Коллинз, Уилки. Желтая маска

            «Жёлтая маска» — повесть Уилки Коллинза о которой мало кто слышал. Нашему вниманию представлен — любовный треугольник, замешанный на обмане и мистическом восприятии главным героем окружающей действительности, что чуть было не сыграло роковую роль в его жизни. Тайна будет раскрыта благодаря счастливому стечению обстоятельств, корысть и самомнение наказаны,а добродетель вознагражден. Одно из ранних произведений автора, однако все выдержано в духе готической прозы с интригой и , конечно же, маской, ну как без тайны. Читайте, не пожалеете!!!

            По, Эдгар. Маска красной смерти // Эдгар По. Рассказы ; пер. с англ.  — М. : Худож. лит. , 1980. — С. 165 — 170.

            В королевстве принца Просперо болезнь Красной Смерти злобно и ужасно убивает всех, кто ее заболел. Пока он движется по всему королевству, Просперо решает избежать его захвата, приглашая всех дворян в свой замок и закрывая двери, чтобы все они могли переждать чуму в его роскошно украшенном замке. Однажды ночью Просперо проводит бал-маскарад. Он украшает семь комнат, каждый из которых имеет свой цвет: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый, белый, фиолетовый и черный. Все комнаты великолепно выставлены с витражами координирующего цвета, за исключением последней черной комнаты с красными витражами. Эта комната настолько тревожит, что никто не входит в комнату. Еще более загадочными являются большие часы из черного дерева, которые бьют каждый час, останавливая восторг гуляк своим предчувствием удара. Когда вечеринка продолжается, а часы уже бьют полночь, загадочный гость кажется одетым как жертва чумы. Просперо, глубоко обеспокоенный плохим суждением гостя, вступает в схватку с посетителем, наконец преследуя его кинжалом через семь цветных комнат. Когда он достигает фигуры в последней комнате, Просперо падает замертво. Другие гости усмиряют злоумышленника и насильно снимают его маску, находя, к их ужасу, под костюмом никого нет. Они тоже умирают. Красная Смерть проникла в замок, несмотря на попытки Просперо избежать его. Финал фатален, та же готика!

             Мисима, Юкио. Исповедь маски.

            Роман знаменитого японского писателя Юкио Мисимы (1925-1970) «Исповедь маски» прославил двадцатичетырехлетнего автора и принес ему мировую известность. Ключевая тема этого знаменитого произведения — тема смерти, в которой герой повествования видит «подлинную цель жизни». Сюжет «Исповеди маски» оказался пророческим: в 45 лет Мисима, блестящий писатель, драматург, режиссер театра и кино, один из ярчайших представителей послевоенного поколения, покончил с собой, совершив харакири. Увы, герои книг это alter ego самого автора!
В этой книге автор открыто коснулся «полузапретной» тогда темы — темы гомосексуализма. Это мгновенно привлекло к роману пристальное внимание читательской аудитории, а тот факт, что литературные критики высоко оценили «Исповедь маски» обеспечил ей крайне высокую популярность, которой произведение пользуется до сих пор. Именно этот роман считается вершиной творчества Мисимы, лучшим его произведением, самой яркой книгой из всех, что он смог создать.

            Данный список рекомендованной литературы можно еще продолжить, в мире немало поистине шедевров на эту тематику. Книги с полным библиографическим описанием вы можете найти на полках нашей Библиотеки «Христо Ботев», остальные издания можно легко и просто отыскать на просторах Интернета и прочитать их в электронном варианте. Книги всегда должны быть в радость и удовольствие. Читайте и получайте его сполна от хорошего литературного произведения.

Surse bibliografice:

https://alliancesales.ru/blog/tekhnologii/meditsinskie-maski-istoriya-vozniknoveniya-i-sfery-primeneniya/https://professiya-vrach.ru/article/istoriya-meditsinskoy-https://www.livelib.ru/book/1002301009-maska-krasnoj-smerti-edgar-allan-po tps://www.livelib.ru/book/1000000086-ispoved-maski-yukio-misima

                        Barabaș Larisa, șef sector Bibliotecii «Hristo Botev»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s